Альфред Хичкок о принципе саспенса
Сам Альфред Хичкок не раз говорил о том, что для саспенса, необходимо, чтобы публика обязательно была осведомлена обо всех событиях, которые происходят на экране. По мнение мастера, тайна довольно редко обеспечивает саспенс.Например, если рассматривать классический детектив, то там нет саспенса нет – там просто загадка для ума, не более. Все дело в том, что детектив может вызвать любопытство, которое будет полностью лишено эмоций, а вот саспенс без эмоции – это не саспенс.
Альфред Хичкок был уверен, что публику надо обязательно информировать по мере возможностей. Ведь согласитесь, если зритель будет знать, чего ему ждать, то он невольно подготовит себя к этому – это очень важно для создания саспенса.
Саспенс часто ослабляется именно за тот счет, что сюжет попросту непонятен зрителю. Например, если у актеров очень похожие, практически одинаковые костюмы, то зритель запросто может их перепутать – а виноват в этом режиссер, который это не досмотрел. А вот если место действия не точно обозначено, тогда зритель даже может чего-то и недопонять.
Так же и с решающей сценой – если она происходит не в тот момент, когда она ожидается, то ее эмоциональный эффект также резко снижается. Очень важно при этом быть предельно ясным и постоянно уточнять все детали.
Именно использование этого приема: донесение до зрителя всей как можно более подробной информации о том, что происходит присуще Хичкоку. Например, взять фильм «Человек, который слишком много знал» (год выпуска – 1956). Здесь самый напряженный момент – это ожидание самого покушения на посла – напомним, его планировали осуществить на симфоническом концерте. Сам выстрел, по-идее, должен прозвучать именно тогда, когда музыкант ударит в тарелки. Задолго до этого преступники репетировали это покушение, только под граммофонную запись той кантаты, исполняемой в нужное время в концертном зале. Сам Хичкок по поводу этой сцены покушения говорил, что все это было рассчитано на то, чтобы искренне вовлечь публику в само это действие. Тем более, что не все зрители знают, что именно такое эти вот самые тарелки – вот мы и показали не только сам предмет, но и его написание. Ведь важно было то, чтобы зритель в нужный момент узнал этот звук, чтобы он постоянно держал его в голове, ожидая услышать выстрел. Ну а чтобы точно уж направить все внимание зрителя на действие, то нужный фрагмент для этого проигрывается дважды.